?

Log in

Previous Entry | Next Entry

...Третий из моих учеников, который особенно выделялся, был Жироде. Он вступил молодым в мою мастерскую по рекомендации Буле, известного тогдашнего архитектора, в момент, когда только что окончил ученье (а это было условием, которое я ставил при приеме учеников). Я желал, чтобы он знал, по крайней мере, латинский язык, так же как и те, о которых я говорил, а Фабр знал еще прекрасно и греческий язык. Жироде был очень сведущ для своего возраста. Он делал очень быстрые успехи; он получил премию после шести или семи лет занятий со мной за картину на египетский сюжет "Царь, приказывающий принести в жертву своих детей". Эта картина выставлена в зале для занятий подготовительной рисовальной школы и вызывает еще восхищение молодых учеников.

Свои счастливые задатки он усовершенствовал в Риме. Я дал ему, как это было у меня в обычае, небольшую инструкцию для занятий в этой стране. Я рекомендовал ему, сверх этого, не форсировать своих замыслов; я указал ему, что прекрасное бывает простым, даже в вещах самых сильных; что он узнает эту истину на произведениях Рафаэля, Леонардо да Винчи, даже Микель-Анджело, если сумеет их рассмотреть хорошенько; что его обычный недостаток заключается в преувеличении; что следует остерегаться также преувеличенной утрировки простоты и что переходит  меру называется манерой.

Своими этюдами, которые он посылал в Париж, и особенно своей прекрасной картиной "Спящий Эндимион" он доказал во время своего пребывания в Италии, что он хорошо меня понял.

Нет, я не думаю, что Корреджо, славный Корреджо, мог сделать в отношении формы и колорита более прекрасного Амура, чем тот, которого написал Жироде в своей картине, где он его представил раздвигающим ветви деревьев, скрывающих от Дианы присутствие того, кого она любит.

Со временем он написал прекрасные произведения, о которых я буду говорить, но надо было желать, чтобы он всегда сохранял ту исполненную простоты манеру, которой он владел в высокой степени.

Я буду говорить о произведения, исполненных им в Париже. В первые годы своего пребывания в Париже он долго присматривался к общественному мнению, которым владел один из его соперников. Легко догадаться, что речь идет здесь о Жераре. Жироде ограничивался наблюдением, и публика, не видя ничего от Жироде, замечала только Жерара. Когда, наконец, он появился на новой сцене, его успехи, надо сказать, не были блестящи. Однако в его картинах было много хорошего. Почему же такое молчание со стороны публики? Оно произошло вот отчего, и я это тотчас же понял. Оттого, что в его произведениях господствовало что-то изысканное и мало естественное. Публика, которая не обязана разбираться в этом, как люди искусства, не лишена способности чувствовать. Она обладает этой способностью часто в большей степени, чем те, кто на нее действует.

Но что же происходило? Или, лучше сказать, что делали друзья? Они создавали ему в журналах огромную репутацию; создавали ему пером то, что он должен бы был приобрести кистью. Если бы они не отдалили его от меня, я мог бы, в качестве друга, сказать ему, что мой опыт позволил открыть мне в творческой работе. Я напомнил бы ему свои старые упреки по поводу двух его сюжетов совершенно различного жанра. Я указал бы ему, что сюжет его картины "Сцена потопа" странен по выбору, что его большой талант, так же как талант всякого другого, не выдержит при выборе подобного сюжета. Если уж отворяют дверь таким сюжетам, нет основания останавливаться на столь прекрасном пути. Прощай достоинство искусства, прощай прекрасный идеал - единственные цели, к которым должен стремиься настоящий исторический живописец. Этот жанр впадает в смешное, его применяют в мелодрамах, фигуры с такими контурами походят на чудовищ. Пусть вспомнит он своего "Эндимиона", о своем прекрасном таланте, который я у него признавал. Пусть он не верит этим ложным комплиментам, к тому же со стороны ложных друзей. Ведь все эти похвалы служат только для того, чтобы сыграть шутку с его соперниками - Жераром и Гро. Ведь его талант не нуждается в подобных средствах.

Если бы не старались таким образом отдалить его от меня и если бы он сам не способствовал этому немного, я продолжал бы говорить  с ним, как друг, как учитель, видящий в нем человека с большими заслугами, на которого я бы мог надеяться, что он придаст живописи достоинство, которые отняли у нее распущенные и увенчанные живописцы, как Буше и его школа, картины которого являлись предметом ложного восхищения.

Я показал бы ему, что у него равным образом даны натянутые положения в его прекрасной картине "Атала".

"Вы говорите, что это прекрасно, и вы говорите, что вы ему делали упреки в преувеличении".  Объяснюсь. легко впасть в ошибку, когда, желая выразить слишком много, покидают путь природы. Голова, колорит "Аталы" весьма подходит к изображению мертвой. А почему, говорю я, не мертвы ее руки? не вздумайте ответить мне, что это сделано, чтобы передать последние моменты ее усердия, ее рвения; смерть поразила ее в тот момент, когда она сжимала распятие. Я хотел показать, что она его сжимает даже в этот момент... Вы ошиблись, не так действуют в натуре. Было бы более правдивым показать руки все еще держащими, но уже не сжимающими, и тогда лишенное поддержки распятие стало бы медленно сползать на ее грудь. Тогда эта экспрессия произвела бы естественным образом впечатление на публику, не всегда умеющую объяснить, что есть противоречивого в выставленном на обозрение произведении, но чувствующую, однако, что-то, что ей не нравится и чего она не может выразить. Она понимает, когда ей изображают вещь естественно.

Ну, надо бы было Жироде ждать признания его таланта публикой, а не продажными перьями журналистов. Пусть проникнется он тем неоспоримым принципом, что следует изображать сильно вещи, которые можно воспринимать таковыми, но что они кажутся переданными манерно, когда переходят границы. Жироде в наших разговорах слишком часто смешивал ум с гением, несмотря на то, что я, не переставая, повторял ему:

"Ум, господин Жироде, есть враг таланта; ум сыграет с вами плохую шутку, он введет вас в заблуждение".

Он отвечал: "Если бы у меня был ум, о котором вы говорите, я сделался бы скоро гением". Я подожду.

В конце концов, это ученик, которым я горжусь. Я не стал бы распространяться на его счет, если бы он не заслуживал этого.

Из заметок Жака-Луи Давида

 

Текст подготовила Люсиль. Подборка автопортретов Жироде составлена по открытым источникам в сети ею же и Анной и Эмилем.

 

Метки:

http://www.livejournal.com/customize/options.bml?group=sidebar

Comments

( 4 комментария — Оставить комментарий )
joachim_murat
23 май, 2008 12:24 (UTC)
Давид - "это амор, и глазами так "ы-ы"" (С)
vive_liberta
24 май, 2008 02:16 (UTC)
Ну, понятно :) А как на счет "ум - враг таланта"??? Кто как думает?
joachim_murat
24 май, 2008 07:08 (UTC)
практика показывает что ум - он враг всего :(
"С умом и вдруг продвинуться?... итд.
vive_liberta
28 май, 2008 13:54 (UTC)
Три мнения, высказанных тремя персонажами

…Давид ценил образованность. И знание языков, позволяющих читать в подлиннике трактаты старых мастеров, и знание истории, не позволяющее допускать досадные огрехи в воспроизведении того или иного сюжета. Позволю себе заметить, что он имел в виду, скорее, рассудительность, или рассудочность, которая порой мешает проявиться естественному чувству, искушает артиста созданием надуманных композиций... будь то музыка, живопись или пьеса. Надуманность, не оправданную сложность он и называет манерностью; в том и состоит его упрек Жироде...

…по-настоящему умный человек может стать лишь посредственным художником, ибо живопись требует определенной слепоты - умения не замечать некоторых мелочей. Умный же человек обычно понимает больше, чем видит. И это несоответствие между тем, что он видит, и тем, что он понимает, сковывает его, не дает ему выразить свою мысль до конца.

…но я знаю наверное и то, что слишком утонченному и умному артисту трудней творить. Его все время сдерживает мысль о собственном несовершенстве, увлекает возможность вариаций, каких-то там оттенков, нюансов...

( 4 комментария — Оставить комментарий )

Profile

к порядку дня
vive_liberta
Натали Красная Роза
Vive Liberta!

Latest Month

Январь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by phuck